Августовский номер «Урала» открывается стихами Леры Манович. Далее поэзия представлена творчеством Вадима Месяца, Алексея Дьячкова, Ларисы Богдановой и Дарии Брылевской. С некоторыми оговорками можно отнести сюда и «вольные стихи» Юрия Казарина «Третий сон» в рубрике «Слово и культура». Основная оговорка - по форме это больше напоминает прозу, но автор считает: «любой текст, рождённый художественным, вообразительным, не-совсем-твоим познанием, — это стихотворение».
Повесть Олега Хафизова «Сабля Волынского» можно назвать исторической, и даже дважды: часть её событий происходит в XIV веке (а именно речь идёт о Куликовской битве и участии в ней Дмитрия Волынского), но основные события разворачиваются в XVIII веке, в правление Анны Иоанновны. Императрица, Бирон, Тредиаковский, Артемий Волынский и известный ледяной дворец присутствуют. Главная героиня рассказа Якова Курдяпина «Новый виток» – весьма экспрессивная и оборотистая пятидесятилетняя владелица берлинского ресторана, советско-еврейского происхождения. Она продаёт ресторан, путешествует и развлекается. Рассказы (пожалуй, скорее миниатюры) Ольги Поляниной «Санитарная зона», «Крыло», «Запах добычи», «Наша история» и «Орудие труда», несмотря на свою лаконичность, сочетают в себе лиризм и наблюдательность. В рассказе Дмитрия Богдана «Выла сука под Ростовом» действительно фигурирует сука Лариса Иванна. Она рожает, а в воинской части встречают Новый год – грубовато, но вполне душевно.
В «Детской» — рассказ Михаила Першина «Черешня». Черешня самая обыкновенная, а вот события происходят совершенно фантастические, да и общая картина мира в рассказе сильно отличается от привычной.
В рубрике «Письма русского путешественника» — «Хроника пикирующего коронавируса» Елены Данченко. О том, как протекает так называемая пандемия в испанской глубинке. Судя по тексту, протекает она гораздо тяжелее, чем в Екатеринбурге. Хотя бы потому, что уральцы, как правило, не стучат властям на своих соседей, если те нарушают режим самоизоляции.
В разделе «Без вымысла» — воспоминания Людмилы Путимцевой «Картинки из детства. Верхотурье, Лобва, Новая Ляля начала семидесятых». Воспоминания, как обычно, не лишены ностальгического оттенка. Однако (не знаю, как для Лобвы и Новой Ляли) для Верхотурья советский период точно был не самым благоприятным в истории.
В «Архиве» под заголовком «Милая товарищ Елена…» обнародованы пять писем (1932-1938 гг.) Веры Инбер, адресованных Елене Хоринской. Публикация и предисловие Юлии Подлубновой и Елизаветы Коптеловой. Здесь же стихи Романа Тягунова из серии «Преображение». В 1999 году поэт сотрудничал с газетой «Преображение Урала», в которой было напечатано больше двадцати его стихотворений, большая часть из которых не вошла ни в одно его издание. Эти стихи были собраны Владимиров Матвеевым, часть из них – в номере.
Критический отдел открывается статьёй Олега Кудрина «Большая литературная игра: турнир Lego и Чемпионат по пафосу. Дюжина книг в спину современной критике». Статья большая, в ней есть и критика книг, и критика современной литературной критики, причём довольно жёсткая. Здесь же материал Сергея Боровикова «Запятая — 7. В русском жанре — 67», впрочем, более мемуарный, чем критический. В разделе «Толстяки на Урале: журнальная полка» — рецензии Елены Сафроновой на роман Григория Аросева и Евгения Кременчукова «Деление на ночь» («Новый мир»); Романа Сенчина на рассказ Ильи Кочергина «Сахар» («Новый мир»);Станислава Секретова на повесть Максима Осипова «Люксембург» и его же рассказы «Письма счастья» («Знамя») и Елены Тюгаевой на повесть Киры Грозной «Дети огня» («Дружба народов»).
Сергей Сиротин в «Иностранном отделе» пишет о романе американской писательницы Тони Моррисон «Самые голубые глаза». Роман был издан ещё в 1970-м году, и только сейчас вышел в русском переводе. Материал озаглавлен «Нелюбовь к себе» — это сказано об американских неграх. Общеизвестно, что многие белые американцы недолюбливают чёрных. Роман – о том, что чёрные тоже друг друга недолюбливают.
Кинокритика номера в «Волшебном фонаре» представлена рецензией Валерия Исхакова «Огласите весь список, пожалуйста!..» на сериал «Черный список (TheBlacкlist), детектив, драма, триллер, США, 2013–202…». И хотя речь идёт про кино, автор не обходится без упоминания о коронавирусе.
«Критика вне формата» Василия Ширяева названа «И вокруг него». Как это часто бывает, автор даёт читателям очень конкретные советы. Нужно вести дневник читателя, компьютер спрятать на антресоли или в сарай, а вместо смартфона купить тапок.
Для читателей информационного портала «Культура-Урала.РФ» есть возможность познакомиться с рассказом Михаила Першина «Черешня».
Михаил Першин — автор детских рассказов и взрослых романов, сатирических стихов и обучающих книжек. Математик по образованию и кандидат технических наук. Работает редактором детских журналов. Публиковался в разных изданиях, в том числе в альманахе для семейного чтения «Детская». Лауреат премии журнала «Урал» (2015). Живёт в Москве.