Вышел июньский номер журнала «Урал», настало лето. Это тесно связано с художественной литературой: продолжается режим самоизоляции и резко увеличился световой день: можно много читать. И есть что.
Начать лучше со стихов (они короче), и ещё останется время на прозу. В этот раз наши поэты — Александр Калужский, К.С. Фарай, Алла Поспелова, Арсений Ли и Юрий Казарин. (А также Василий Жуковский, но в данном случае это не первая публикация.) Переходом от стихов к прозе будет также принадлежащий перу Юрия Казарина «Немтырь. Конспект стихотворения», но уже в рубрике «Слово и культура».
В повести Николая Горнова «Ульян едет в Крым» российский гражданин Ульян едет в Крым. Причём для чего-то он делает это непосредственно через украинскую границу, хотя его и предупреждали. Украинские силовики на границе показаны далеко не в лучшем свете. Справедливости ради отметим, что некоторые представители российских властей в Крыму тоже далеки от совершенства. Три рассказа Альбины Гумеровой объединены заголовком «Взгоды и урядицы». Взгоды и урядицы разные: если в рассказе «Мы, жильцы четвёртого» везде царит, по словам автора, несвобода, равенство и рабство, но есть проза Пушкина, с которой начинается медленное сближение с Богом, то в рассказе «Мать и батя» оценка событий более амбивалентна, а в рассказе «Пальтишко серенькое» их хочется назвать наоборот – невзгоды и неурядицы, и то это ещё очень мягко; впрочем, там дела блокадные. Действие повести Юлии Лукашук «Цвет голубики, или Тѝтова вера» происходит сначала в Мексике, затем в России, а далее опять за океаном. Перед нами проходит жизнь персонажа с нуля до 69 лет, а потом он умер, то есть вся жизнь. Героя рассказа Никиты Сюндюкова «Наблюдатель» зовут Иван Круглов. На этом сходство произведения с действительностью заканчивается. Начинающий писатель, он же младший редактор странного информационного агентства, получает ещё более странное задание, а дальше всё уже вполне в духе Франца Кафки и Николая Фёдорова.
Современная драматургия представлена пьесой в одном действии Ярославы Пулинович «Сундвики». Сундвики – это что-то такое из мебели, но в пьесе так называют и жителей Урукчаево, где происходит упомянутое действие. Ярослава явно включается в дискуссию о том, спасёт ли красота мир, но вот на чьей стороне – решать читателю.
Критический блок номера открывается статьёй Андрея Дуняшина «А почестей мы не просили…» Награды Великой Отечественной войны в российской поэзии». Это своеобразная история эволюции отношения поэтов-фронтовиков – и других россиян – к различным орденам и медалям СССР. И отношение было разным – одни награды были весьма почётными, а другие – не особенно. Георгий Цеплаков в статье «Детская литература: как завоевать любовь поколений?» не только отвечает на заданный вопрос, но и решительно определяет детскую литературу как жанр, и описывает его (жанра) жанровую семантическую структуру.
Очередной обзор толстожурнальных публикаций в рубрике «Толстяки на Урале: журнальная полка» осуществляют Анна Жучкова (повесть Арсена Титова «Женщина Эн» в журнале «Звезда»), Владислав Толстов (главы из книги Глеба Шульпякова «Батюшков не болен» в «Новом мире») и Константин Богомолов (повесть Василия Тюхина «Белый капедан» в «Новом Журнале»).
«Иностранный отдел» представлен рецензией Сергея Сиротина «Неунывающая нищета». Объект критики – таиландский (тайский?) писатель Кхампхун Бунтхави и его роман «Дети Исана». Оказывается, Таиланд – страна отнюдь не только проституток, как обычных, так и трансгендерных. Там, например, живут и крестьяне. Живут они плохо, но счастливо.
В рубрике «Волшебный фонарь» С.В.С. рецензирует фильм «1917» (2019, режиссёр Сэм Мендес) об одном эпизоде Первой мировой войны. И о том, как непросто, в целом придерживаясь стандартов Голливуда, снять всё-таки хорошее кино.
Для читателей информационного портала «Культура-Урала.РФ» есть возможность познакомиться с повестью Юлии Лукашук «Цвет голубики, или Тѝтова вера»